Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 85 человек

Профилактика жестокого обращения с детьми (для педагогов)

Дата: 16 мая в 11:55

Если ребенок (подросток) сообщает, что подвергается насилию, то:

поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;

внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...";

не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, либо позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

Последовательность действий педагога образовательного учреждения

  • Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
  • Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
  • Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
  • в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травм пункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
  • проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи (установление причин имеющихся у ребенка нарушений: домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
  • организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
  • обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  • Законы о защите прав ребенка.
  • Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  • Учреждения, оказывающие психологическую помощь детям, номера “Телефонов Доверия”.
  • Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  • Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  • Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  • Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  • Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними
  • Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  • Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.

Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним

  • Отнеситесь к ребенку серьезно.
  • Попытайтесь оставаться спокойными.
  • Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала», «Ты в этом не виновата», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  • Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.