Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как часто Вы посещаете сайт ГУО "Базовая школа №15 г.Бобруйска"?
Всего 39 человек

Профилактика суицидального поведения

Дата: 13 мая в 16:05, Обновлено 13 мая в 20:23

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают на  себе  влияние  информации, выливающейся в огромных объемах на неокрепшее детское сознание. В  качестве  «трансляторов» информации выступают, в том числе, мультипликационные и художественные фильмы, прозаические и поэтические художественные произведения, музыкальные произведения и видеоклипы к ним, компьютерные игры, социальные  сети  и  т.п., неограниченный доступ к которым открывает Интернет. Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда содержит опасный контент, который способствует  интеллектуальному развращению  ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том числе к суициду. Таким  образом, современным родителям с целью предупреждения суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику информационной среды, в которой развивается ребенок, а следовательно, постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких группах он состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.п. При этом, обязательным и неизменным условием предупреждения деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами и вашими детьми.

  Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в интересах, предпочтениях,  вкусах, манере говорить, одеваться и т.п., сохранять контакт со своим ребенком–важным  является постоянное общение с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Следует: разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать правилом в вашей семье; с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым, даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете  это несущественным, не стоящим внимания. Помните, что детское восприятие отличается от восприятия взрослого человека; обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное  будущее. Узнайте, к чему ваш ребенок стремиться, что хочет, кем себя видит, как он намерен  добиваться поставленной цели, помогите ему составить реалистичный и последовательный план действий–ребенку важно знать, что вы верите в него; беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое любовь,  дружба, предательство и другие  понятия? Эти  темы  очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне; помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором жизнь –сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни ценность хороших оценок или карьеры и т.п., не смогут заменить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш  собственный  пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями; формировать у ребенка понимание  того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает очень  болезненно переживать неизбежные неудачи; разбираться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления; избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его неэффективности  и  даже  опасности. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию  (то  есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой  воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его; найти  разумный баланс между свободой и несвободой ребенка. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься  как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже  можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве; вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе  с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком. Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в следующих ситуациях: при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми; при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений; при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях); при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности социального  успеха (высоких отметок, материального  благосостояния, признания сверстников и т.п.); при  нестабильной  семейной  ситуации (развод родителей, конфликты, проявление насилия в отношении ребенка); при резком изменение социального окружения (в результате смены места жительства, места учебы и др.). Тревожными сигналами являются: прямое или косвенное выражение желания умереть или убить себя, а также высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не говорит об этом, является ошибочным; рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может привести к причинению вреда своей жизни и здоровью; резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом, утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление  желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих ребенку вещей; появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне; изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения, «беспричинные» слезы; внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины; наличие примера суицида в ближайшем  окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников, кумиров. Что делать? Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и «какова цель»  совершаемого  ребенком действия. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться,  снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. При этом, не следует забывать, что ребенок, почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем же мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его в  одиночестве. Поддерживайте  ребенка,  будьте  последовательны  инастойчивы. Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому) психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не обозначает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка. Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь, психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов. 

Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям! Любите и берегите их!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.